XVII Международный Фестиваль «Зодчество 2009».
АМКП
 
Вечером 18 октября в Манеже состоялась торжественная церемония закрытия «Зодчества-2009», на которой были вручены национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал» и награды фестиваля. Главной новостью для всех присутствующих стало то, золотых, серебряных и бронзовых дипломов «Зодчества» в этом году удостоились все проекты и постройки, которые на них претендовали. Обладателем же «Хрустального Дедала» стало архитектурное бюро «АРСТ» за здание школы №1414 на ул. Советской Армии в Москве. Пожалуй, под конец своей работы «Зодчество-2009» удивило всех еще сильнее, чем на открытии. Приглашение куратора и кардинальная смена имиджа, включая логотип, белые кубы павильонов вместо чересполосицы разнокалиберных стендов, – все это отступило на второй план, когда выяснилось, что с этого года «Зодчество» намерено награждать своими дипломами различного достоинства все объекты, прошедшие предварительный отбор жюри. Таким образом, у фестиваля-2009 появилось целых 17 лауреатов. Не это ли самое весомое доказательство того, что, несмотря на экономический кризис, российская архитектура продолжает не только существовать, но и развиваться? Если куратору Юрию Аввакумову требовалось найти некое материальное воплощение «Индекса устойчивости», то, пожалуй, 17 проектов-победителей идеально подходят на эту роль. Впрочем, по большому счету так и осталось загадкой, было ли решение «наградить всех» элементом предварительно разработанной концепции обновленного фестиваля или спонтанным решением жюри. На церемонии вручения наград председатель жюри Сергей Киселев признался, что на каждый из дипломов претендовали слишком разные объекты – как по своему функциональному назначению и площади, так и по архитектурному решению. Например, за «Серебро» в разделе «Постройки» боролись студенческий театр, бизнес-центр и интерьер станции метро, в «Проектах» в одной номинации встретились градостроительный проект, частный жилой дом и крупный выставочный центр. И хотя «Зодчество» всегда удивляло тем, насколько разные проекты могли оказаться в финале того или иного конкурса, оно впервые решило сгладить это противоречие, причем самым мирным и безболезненным способом, наградив не столько отдельные проекты, сколько разнообразие типологий отечественной архитектуры в целом. Сформулировать более жесткие критерии оценки качественной архитектуры членам жюри, таким образом, пришлось, лишь когда наступило время выбирать главного победителя «Зодчества-2009», обладателя «Хрустального Дедала». Фактически претендентов на главную награду фестиваля было трое – «Даниловский форт» Сергея Скуратова, гостиница Евгения Герасимова на площади Островского в Санкт-Петербурге и школа №1414 с углубленным изучением английского языка на ул. Советской Армии в Москве, спроектированная ЗАО «АРСТ» (рук. – К.М. Коновальцев, ГАП – О.К. Коновальцев, архитектор – О.Н. Тищенко, главный конструктор – А.А. Рубинштейн).

Первые два объекта более чем известны. «Даниловский форт» – это своего рода квинтэссенция творческого метода Сергея Скуратова: рациональная планировка и сложная пластика объемов, сложносочиненность оконного ритма и многообразие фактуры кирпича, консоли с витражным остеклением и внутренний двор, устроенный на стилобате. В портфолио работ Евгения Герасимова гостиница на площади Островского выглядит куда менее закономерно: она построена в самом центре Северной столицы, по левую руку от знаменитой Александринки, и для архитектора стала уникальной возможностью «влезть в шкуру» питерского историзма. Жюри «Зодчества-2009», кстати, отдельно поблагодарило его за это: «архитектор, работающий в современном стиле, сделал шаг навстречу Санкт-Петербургу и создал здание, говорящее о его архитектурной истории», – гласит решение о присуждении зданию гостиницы «Золотого диплома».

И если «Даниловский форт» и постройка Герасимова многократно публиковались в профессиональной прессе и не раз удостаивались профессиональных же фотосессий, то школа №1414 на улице Советской армии – объект, для широкой публики открытый именно «Зодчеством». Для более близкого знакомства со школой члены фестивального жюри даже ездили в нее на экскурсию и оттого, как эффектно спланированы ее внутренние помещения и решены фасады (а они представляют собой белые плоскости, в которые динамично вторгаются масштабные остекленные поверхности и алые элементы «супрематического» декора), пришли в полный восторг. Бесспорно, школьных зданий, обладающих столь яркой индивидуальностью, в Москве еще не было, и думается, победу этому объекту принесло не архитектурное решение как таковое, а именно его сочетание с типологией. Как ни крути, бизнес-центров и гостиниц, в том числе и качественных с точки зрения архитектуры, у нас строится на порядок больше, чем учебных заведений. Члены жюри, впрочем, о социальном аспекте своего выбора не сказали ни слова, настаивая на том, что «Дедал» был вручен за «качество архитектурного объекта во всех его проявлениях». А Сергей Киселев даже предложил всем собравшимся обязательно сходить в школу №1414 на экскурсию, чтобы испытать «большое чувство радости».

Считавшийся главным фаворитом конкурса «Даниловский форт», таким образом, удостоился лишь «Золотого диплома» «Зодчества-2009». К числу лучших построек последних двух лет он был причислен за «преодоление традиционных геометрических установок и развитие пластического языка». Еще один объект Сергея Скуратова – бизнес-центр «Баркли-Плаза» получил Серебряный диплом, причем члены жюри не скрывали, что очень долго размышляли, какому из комплексов присудить «золото», а какому – «серебро», поскольку они ничуть не уступают друг другу как по качеству, так и по образности архитектурного решения. Присвоение «Баркли-плазе» порядкового номера «два» (за «приемы современного архитектурного абстрактного языка, с помощью которых удалось интегрировать здание в историческую набережную») можно считать данью относительно скромной площади этого объекта – «Даниловский форт» почти в два раза вместительнее.

Автор текста: Анна Герасименко. Первоисточник: archi.ru.
Просмотров: 2250

Возврат к списку