Многоквартирный жилой дом по ул. Большевиков, 24 в г. Кирове. (Версия 2)
2012
Многоквартирный жилой дом по ул. Большевиков, 24 в г. Кирове. (Версия 2)
Проектирование многоквартирного жилого дома по ул. Казанская (бывшая Большевиков), 24 в г. Кирове велось с 2007 года. На стадии эскизного проекта были выполнены обосновывающие ландшафтно-визуальные исследования проведённые архитектором Шуклиным А. К. Концепция застройки данного участка ул. Казанской на углу улицы МОПРа заключалась в соединении двух масштабируемых объёма, с одной стороны это уличная среда застройки ул. Казанская и с другой стороны, это набережная реки Вятка и то, каким образом новый объём повлияет на её сложившийся силуэт. Улица Казанская на участке от ул. Труда до ул. Р. Люксембург по обе стороны (улица рассматривается как единый общий средовой комплекс) представляет собой разноплановую застройку, включающую в себя дома различных эпох и высот от 2 до 9 этажей. Основным масштабом визуального восприятия застройки улицы, такой как ул. Казанская является здания размером в 2-4 этажа, именно такой размер домов позволяет полноценно оценить, охватив взглядом, определённый визуальный сектор в котором бы вместились здания и постройки именно таких размеров. Обычно эта зависимость и определяет масштаб улицы. Поэтому все здания 2-4 этажей, как правило, располагаются вдоль первичной линии застройки, или красной линии. Более высокие постройки необходимо относить от красной линии до расстояния благоприятного визуального восприятия. Именно такое расположение различных по высоте и масштабу объектов могут гармонично сочетаться, не вызывая при этом визуального подавления небольших по размеру объектов более высокими. Угол ул. Казанской и МОПРа характеризуется очень резким перепадом высот зданий на этом перекрёстке от 10 до 2 этажей. Основным доминирующим объемом, который определяет общую этажность этого участка улиц, является 9 этажный жилой дом. Он своей массой полностью поглотил весь угол и поскольку дом стоит по красной линии он и воспринимается дисгармонично по отношению к другим объектам застройки. Городской ландшафт, как и природа не терпит перекосов, поэтому. Даже проходя по этой улице, чувствуется дискомфорт из-за такого перепада. Кажется, что правая сторона улицы словно исчезла, заросла и утонула. Городской ландшафт это величина не постоянная, как не постоянна человеческая деятельность, которая не всегда приводит к благоприятным последствиям и это отражается, в том числе на городской застройке. Но природа сама по себе созидательна, и поэтому в руках архитекторов и градостроителей есть много инструментов, которые смоги бы сгладить, сбалансировать, освежить и привести к гармоничному равновесию. Вторым определяющим фактором влияния объекта застройки является его внешнее проявление воздействия новым объёмом на общий городской силуэт. Особенно важно это на этом участке, который так близко расположен к высокой набережной и легко читается с противоположенного берега Вятки. И главным в этом факторе тоже имеет место принцип «не навредить» а если возможно то и улучшить. На характерной развёртке хорошо видно, что это участок характеризуется наличием двух высотных доминант, один более близкий это 9-ти жилой дом по ул. МОПРа, 7 выходящий на красную линию ул. Казанская и второй - 14 эт. жилой дом по ул. МОПРа, 32 на углу с ул. Ленина. Поскольку эти дома не стали по своему положению и размеру привлекательными с точки зрения выразительности элементами застройки, новый объём должен быть интересным по образу выделяясь своей архитектурной пластикой, должен стать составным часть этого места. На развёртке видно, что граница застройки описана как раз этим 9-ти этажным зданием по ул. МОПРа 7, очерчивая её неуместно длинным тяжёлым фасадом. Для этого, что бы снять этот диссонанс необходимо появление точечного объёма с ярко выраженным силуэтом. Высота его не должна превышать сложившиеся высотные доминанты. Эта проработанная концепции легла в основу, создания проекта многоэтажного жилого дома по ул. Казанской, 24. Архитектурный образ его должен стать бы частью этого уникального места. Задачи при этом заключается в том, что новый объём своей композицией и выразительностью должен замкнуть и выстроить в логическую и гармоническую цепочку всю сложившуюся застройку. В этом и заключается цель сохранение и создание комфортной городской среды. Первым подходом и первой пробой пера на этом участке был проект 2007 года, который и определил правильность концептуального подхода, который и был одобрен на Градостроительном совете в 2008 году. Здание выходит на линию застройки четырёхэтажными объемами, и входят в общий масштаб улицы. Центральная многоэтажная часть главным образом играет на силуэт городского ландшафта и по отношению к улице выглядит фоновым, поскольку мы не видим его снования, а выступающие вперёд по фронту элементы здания по объёму своему гармонируют с окружающей застройкой. По своей архитектурной стилистике необходимо было добиться полной нейтральности по отношении в окружающей застройке. С одной стороны, для того чтобы не создавать неуместный историзм из-за отсутствия его как такового в этой застройки, а во-вторых не уподобляться застройке 60-х годов, игнорирующая сложившийся масштаб улицы. Поэтому даже понятие «нейтральности» в данном случае слабо подходит к этому приёму, скорее создание неординарного сооружения, способного оживить и этот скучный «закоулок» усугублённого убогостью здания следственного изолятора. Важным условием было отмечено на заседании градостроительного совета на высотную составляющую точечного объёма. Он не должен превышать высоту существующего девятиэтажного дома, чтобы не создавалась ещё одна самостоятельная доминанта, в равновысотном состоянии они должны уравновесить друг друга. Ещё одно немаловажное обстоятельство это то, что рано или поздно, но комплекс СИЗО выведут с этого участка, и возможно здесь появится мощная доминанта в виде высокого пластичного объёма, то ли это театр или концертный зал, то ли это культовое сооружение по размеру примерно сопоставимое собору Александра Невского. Тогда это здание может играть роль в формировании общей композиции будущего сооружения. Второй проект, вызванный сменой заказчика и иной конструктивной системой, практически полностью наследует композиционную основу предшествующего проекта, изменились лишь деталировка и несколько изменился стилистика из-за изменения отделочных материалов. Главным образом в отделку как основной лейтмотив, применяется древесная фактура. Использования нового отделочного материала, который полностью имитирует фактуру дерева. Сохраняя в своей сути первоначальную форму и объём, проект вновь был представлен на Градостроительный совет в 2013 году и был рассмотрен и одобрен его решением. Неоднократно рассмотренная и одобренная архитектурная концепция размещения многоквартирного жилого дома по ул. Казанской, 24 на Градостроительных советах показывает, что она соответствует всем действующим градостроительным регламентам и наложение на этот участок ограничений по предельно допустимым параметрам, а точнее высотным характеристикам не выше 6 этажей, является не совсем оправданным и непоследовательным решением, игнорирующим все предшествующие наработки по этому участку.

Главный архитектор проекта
Павлов К. Г.